Предложение на Рождество
Один за самых жестоких и впечатляющих фильмов про Рождество — The Proposition (Предложение) 2005 года по сценарию Ника Кейва. Русскому зрителю этот фильм может быть интересен ещё тем, что в нем обилие реминисценций из отечественной культуры. В центре истории три брата — один малохольный как Алеша Карамазов, средний — относительно рассудительный и человечный (точнее, с проблесками человечности), а старший — просто исчадье ада, словно заключивший контракт с дьяволом на демонстративное экспрессивное зло. Но этого мало: этот старший брат обожает наблюдать косые желтые лучи заходящего солнца (даром, что дело происходит в австралийской пустыне аккурат во времена позднего Достоевского), вообще обожает природу и находит в ней умиротворение, проникновенно (и отнюдь не банально) говорит о любви и семейных ценностях. Не чужд интеллектуальных треволнений, его пещера обставлена стеллажами с книгами и вообще он вполне вчуже (пока не убивает) обаятельный и убедительный.
То, что Достоевский мне не привиделся, косвенно подтверждает биография сценариста и композитора, одна из музыкальных групп которого называлась The Birthday Party с отсылкой к сцене из «Преступления и наказания». А в работе художника присутствуют цитаты из Тарковского и его «Рублева», та же беспощадность и цветовая монотонность. Всепроникающая желтая пыль как синоним русской тоски и безысходности. Я, кажется, забыл сказать, что братья — бандиты, члены банды, терроризирующей местное население, а действие происходит накануне Рождества и в само Рождество. Фильм показывает Рождество, не высмеивая и даже не настаивая на его эфемерности. Так, хрупкая изящная игрушка, за которую держатся по инерции, но, конечно, оно никого не спасает и не меняет. В фильме, конечно.