Не про это, а pro arte

Открытое общество

Современное искусство в конце XX века не говорит о прекрасном и не доставляет удовольствие, по крайней мере эстетическое. Оно не использует красивые мифологические сюжеты, забыло такие жанры как портрет, натюрморт, пейзаж. Даже само понятие картина для него уже неактуально. Актуальны перфомансы, акции, инсталляции. Но это актуальное искусство при всей его нескрываемой сделанности, конструктивности и искусственности говорит человеку и обществу о тех границах, в которых они пребывают. Говорит на своем художественном языке то, что иначе ни человек, ни общество узнать о себе не могут. Потому что знание о границах необходимо для того, чтобы их преодолеть. И, что симптоматично, уровень интереса к современному искусству соответствует уровню развития общества и его открытости реформам.

В России есть современное искусство, но почти отсутствуют институции, его поддерживающие. Некоторые русские художники занимают высшие ступени табели о рангах мирового искусства, которое сегодня принципиально интернационально. Но в России нет музеев современного искусства, мало галерей, практически отсутствует рынок современного искусства. Даже те, у кого есть деньги, предпочитают вкладывать их в недвижимость, а не покупать работы художников-современников, если это только не заведомо вторичные картинки, которыми можно украсить офис. Но современное искусство — не роскошь и не декор, а зеркало социального и интеллектуального познания. Более того, оно — инструмент, в равной степени уникальный и необходимый.
Поэтому появление в Петербурге фонда культуры и искусства “Институт ПРО АРТЕ”, стало событием, далеко выходящем за пределы культуры северной столицы. Актуальное искусство необходимо не только Петербургу, хотя именно Петербургу, городу музеев, классических дворцов и памятников, оно, возможно, нужнее других. Петербург — остров прошлого, порой прекрасного, подчас церемонного и очень часто противостоящего живому настоящему, которое не имеет границ. Институт Pro Arte работает в городе уже второй год: лучшие искусствоведы страны читают лекции по истории наиболее важных и интересных явлений культуры и искусства ХХ века. Регулярно приезжают ведущие искусствоведы и знаменитые художники со всего мира. Институт организует собственные программы и поддерживает проекты, направленные на развитие актуальных явлений современной культуры и искусства.
Удачное название института рифмуется с названием популярной телепередачи о сексуальных проблемах. Да, знать “про ЭТО” — небесполезно, но про АРТЕ, то есть про не имеющую границ мировую культуру, пожалуй, необходимо.

2000