Выбрать страницу

Спасибо партии за это

В передаче на RTVi с веселым, но деланным недоумением обсуждали позапрошлый снег — причину того, что русский Брайтон поддерживает Трампа и республиканцев. Мол, многие русские эмигранты живут на социальное пособие, а голосуют, как миллионеры, за политика, который обещает это пособие уменьшить. А так же уменьшить налоги на богатых, за счёт уменьшения поддержки бедных, которыми большинство русских на Брайтоне являются. Мол, противоречие, трудно объяснимое.

Я повторю то, что говорил ни раз, дабы увидеть в сказанном лёгкий новый акцент, если получится, конечно. Русский Брайтон голосует за Трампа не потому, что тот обещает улучшить жизнь богатых за счёт бедных и понизить SSI, вариант социальной пенсии, на которую многие на Брайтоне и существуют. Они голосуют за Трампа из-за его поддержки Израиля. Трамп не собирается, как это делали демократы, критиковать правое правительство Израиля за нарушения прав палестинцев. Поэтому Трамп и правые республиканцы  предпочтительнее, чем озабоченные правами человека демократы.

И вот здесь обещанный новый (новый ли?) акцент этой темы. Именно ситуация, когда избиратели отдают предпочтение не своим социальным интересами, а интересам абстрактным, идеалистическим, в данном случае — национальным, и является основой этого поворота. Национализм привлекательнее социального выигрыша. Национализм выше социальности, хотя видом социальности и является.

Почему это новый или важный поворот темы? Потому что многие думали, что уж евреи, ставшие жертвами нацизма — радикальной формы национализма — точно приобрели противоядие от нацизма-национализма. А как выясняется (на самом деле давно, просто ситуация с Трампом обнажила очевидное бОльшему числу наблюдателей), никакого противоядия от нацизма ни у кого нет. Ни у евреев, ни у марсиан. Национализм — в том числе в крайней форме — есть и будет главным и действенным инструментом для манипуляции обществом. И никакие ужасы Холокоста этому не помешают.

Более того. То, что именно жертвы нацизма сами с лёгкостью становятся нацистами, есть особо яркая деталь этой конструкции. Сама идея памяти Холокоста, казалось бы, должна была быть направлена против нацизма и национализма как такового. Как расового, национального неравенства. Ничего подобного не случилось.

Холокост стал интерпретироваться как преступление против евреев, для которых в этой пропорции оставлена лишь вакансия жертвы, и только. Сама мысль, что и евреи могут быть нацистами, преследовать других по рууасовым или национальным признакам, казалась и кажется многим до сих пор кощунственной. Как жертва может быть палачом? Абсурд.

Но все дело во времени и его последствиях. В эпоху А, предположим, некто является жертвой, а в эпоху В — жертва или ее наследники — уже палачи. Другая эпоха, другие обстоятельства, другие люди, даже если они одни и те же, все равно другие, потому что время прошло. Если не использовать пафос, как инструмент усиления, это простая логическая цепочка является, возможно, самым главным разочарованием нашего времени. От нацизма и национализма нет противоядия, в том числе его нет у жертв этого самого нацизма и национализма.

В данном случае я не хотел бы вдаваться в дискуссию: в какой степени в политике правого правительства Израиля присутствуют элементы нацизма или это просто такие формы национализма. Понятно, что нацистам не свойственно ощущать себя нацистами, а исключительно патриотами (хотя между национализмом в его этническом выражении и патриотизмом в историческом не так велика и разница, сходства больше).

Более того, тем, кому хотелось бы прочесть читаемое, как упрёк непосредственно евреям, или даже советским евреям, я должен сказать, что такое прочтение неверно. Ни в этом, да и практически ни в чем другом евреи не отличаются от кого-либо ещё. Они отличаются только одним — историей гонения, которому они подвергались по национальному признаку. Возможно, больше других, возможно, есть и другие гонимые нации, не столь известные исторически. Или не умеющие рассказать о своих бедах.

Но важно другое, и это было уже сказано: несмотря на гонения, евреи оказались не застрахованы от того, чтобы стать источником гонений для других. Источником унижений других. И точно так же, как их преследователи, то есть сторонники нацистских и расистских теорий деления на достойные и недостойные нации, цивилизованные или нецивилизованные народы, правильные или неправильные религии и конфессии — способны исповедовать нацистские и расистские теории с похожей запальчивостью, самоуверенностью и самообманом. То есть, принимая нацизм за патриотизм.

Спасибо партии за это. За этот бином Ньютона. Партии Трампа. Ну, и Брайтону, конечно, как тут без русского Брайтона прожить.

Персональный сайт Михаила Берга   |  Dr. Berg

© 2005-2024 Михаил Берг. Все права защищены  |   web-дизайн KaisaGrom 2024