Комплекс эмигранта (неполноценности, конечно)

В определенном смысле это продолжение роликов про критику, хейтинг Певчих и ФБК статусными, медийными либералами-эмигрантами после выхода трех серий фильма «Предатели». Но есть и нюанс.

Эмиграция почти всегда сложная, драматичная такая процедура. Даже если не брать отношение к нынешним политэмигрантам, которых встречают настороженно, подчас враждебно, окружая запретами из-за войны путинского режима в Украине. Сам эмигрант традиционно окружен в России пунктирным контуром недоверия, почти как предатель — из-за педалируемого властями ощущения осажденной крепости по причине острова православия в океане других конфессий и религий.

Поэтому оправдывать себя, свой выбор, на самом деле непростой и чреватый очень возможной неудачей, это почти естественно для русского/российского эмигранта, и не только во время войны. Но в нашем случае, и здесь я сужу бутылочное горлышко разлива мысли, речь идет об аспекте, который только кажется само собой разумеющимся. Потому что раз ты решился на эмиграцию, значит, на родине тебе хуже. А в том ракурсе, в котором мы смотрим на проблему, есть принципиальный и вполне как бы уникальный аспект – ненависть, презрение не только к оставшимся (разговоры, про то, что все приличные люди уже уехали, а остался один сброд и конформисты вроде как поутихли), но и к тем, кого именуют простым народом вроде бы за то, что именно простой и не шибко образованный люд, прежде всего, поддерживает Путина и войну и, значит, несет эту свою долю ответственности.

Но важный нюанс касается того, что здесь яйцо, а что курица, и я попытаюсь показать, что в определенной степени поддержка Украины и есть способ легитимировать, оправдать свою ненависть к оставшимся, к простому люду. Это давняя история. У меня был знакомый писатель, тонкий, надо сказать, стилист, с наслаждением купавшийся в волнах русского языка, но при этом, не смущаюсь противоречий, язык как бы любил, а носителей языка презирал и ненавидел как быдло, как то, что создавало и создает в России поддержку наиболее мракобесных трендов власти.

Как будто язык, это такая шпага на портупеи (хотя и шпага тоже) или волшебная кольчужка (хотя и кольчужка тоже), но язык все-таки не отдельная, а имманентная, внутренняя часть в том числе этноса. И любить язык, ненавидя его носителя – проблематично, с точки зрения логики.

Но либералы-эмигранты, медийные персоны, журналисты и ведущие популярных ютуб-каналов, ненавидят то, что они именуют путинским электоратом еще по одной причине, помимо оправдания своей эмиграции и невозможности жить на родине. Именуя простолюдинов глубинным государством, как бы источником легитимности  варварской и мракобесной русской власти, они перекладывают вину с больной головы на здоровую.

То есть поиск пары к путинским функционерам не так и велик – это либо обобщенный избиратель, действительно за режим голосовавший и голосующий, и собственно они сами, интеллектуалы, интеллигенция, культурная элита, которой так не повезло с местом рождения, обстоятельствами его и доминирующим этносом. Потому что если не считать, что власть с простым народом работают в паре как коренной и пристяжные, то нужно критически осмыслять свою собственную роль. А она ведь не в том, чтобы писать рецензии на книжки, спектакли, фильмы, снятые, написанные, поставленные своим же окружением. Как сегодня они сами у себя берут интервью, пытаясь создать иллюзию не междусобойчика, а обширной и богатой среды. А в том (я о задаче умственного слоя в любом обществе), чтобы создавать интеллектуальное поле осмысления, небесный свод ценностей, которые должны быть убедительными и работающими для навигации по ним. И если те, кого вы именуете простым народом пошел на поводу у варварской власти, так это потому, что вы не выполнили свою часть домашнего задания, не сделали очевидными ценности –  в противовес пропаганде. А времени и инструментов было достаточно, вот только потрачены они были на собственную карьеру в том же профанном путинском мире и работе на обеспечение легитимности состояний, тех нуворишей, которые конвертировали свое положение во власти или при власти в нелегитимные состояния и попутно покупку на корню наших эмигрантов-интеллектуалов.

Это помимо того, что уже долгое время социологи «Левада-центра» показывают, что войну и Путина поддерживают как раз образованные, хорошо обеспеченные жители столиц и крупных городов, а плохо образованные  и малообеспеченные провинциалы уже поняли, что они лишь расходный материал для жестокой, сумасбродной власти, и отворачиваются от нее все отчетливее.

Так что у ненависти к носителям языка, к русским или российским простолюдинам нет вообще никаких объяснений, кроме солидарности с самыми ошибочными и националистическими реакциями несчастного украинского общества. Но наши эмигранты солидарны с ним, потому что это в том числе дает возможность им ненавидеть тех, кого они предали, не выполнив свое основное предназначение и получив взамен комплекс неполноценности эмигранта.