Либеральный украиноцентризм
Статусные либералы-эмигранты ожидаемо набросились на Кара-Мурзу, Пивоварова и Яшина, только успевших поменять тюремную робу на гражданскую одежду, за критику ими санкций против России, по сути поддерживающих юридически ничтожную идею о коллективной вине всех российских граждан за войну путинского режима против Украины.
Неважно, что за свои антивоенные высказывания и критику репрессивной политики Путина они получили чудовищные сроки тюрьмы (как тот же Кара-Мурза, приговоренный к 25 годам), в то время как статусные эмигранты покинули Россию как только начавшаяся война положила конец их возможности сидеть на двух стульях — не больно и не опасно критиковать Путина и одновременно зарабатывать на этой критике внутри путинского режима.
Понятно, что начало войны, обернувшейся крахом их удобной и половинчатой позиции, стало восприниматься либералами, как эпохальное событие, все разделившее на «до» и «после». И их истерическая поддержка Украины стала чем-то вроде партийного ценза: нет ничего, кроме интересов Украины, которая должна победить Путина и доказать нашу правоту.
В то время как позиция тех, кому не надо было доказывать свою праведность, признавая несомненную преступность и агрессивность войны, начатой Путиным, как те же Кара-Мурза и Яшин, не согласны с коллективной виной всех граждан России, не согласны с продвигаемым проукраинской пропагандой тезисом о неполноценности русских с их имманентным имперским чувством и ненавистью к свободе. Как, впрочем, и с тем, что война идет не между авторитарным режимом Путина и бывшей колонией России Украиной, а между украинцами и орками-русскими.
У этого экспрессивного и показного украинофильства и презрения к России, оказавшейся в подчиненном положении к диктаторскому режима в том числе и потому, что сами либералы вместо поддержки и продвижения идей и ценности солидарности, почти сразу пошли в услужение разбогатевших на неправедной приватизации и залоговых аукционах, занимая вполне конформистскую позицию на протяжении десятилетий сначала ельцинского, а потом и путинского правления.
У ставшего новой либеральной религией украинофильства есть вполне конкретные и корыстные причины, а также причины мировозренческие, не менее важные. Истеричное украинофильство очень удобно, можно возвышать себя, упрекая других в недостаточной верности несчастной Украине под военным сапогом России. Но это и выгодно, так как позволяет своей праведностью зарабатывать гранты, выдаваемые под давлением украиноцентричной политики многими из европейских, особенно балтийских стран, дождавшихся, наконец, когда можно отомстить России за десятилетия страха и унижения. Помогает также украиноцентризм продвигать различные интернет-ресурсы, где присутствие русскоязычных украинцев преобладающе и обеспечивает необходимую монетизацию.
Но в показном украинофильстве есть еще один не менее важный аспект: это давнее презрение и страх перед теми, кого именуют простым русским народом, якобы обеспечивающим все консервативные и мракобесные тенденции имперской и великодержавной российской политики. Выпуская из виду собственную ответственность, ответственность интеллектуалов, главная задача которых не рецензии или статьи на спектакли писать, а создавать путь по звездам – доказательную и убедительную ценностную картину, которая могла бы поспорить за влияние с великодержавной пропагандой, традиционно используемой российской властью для манипуляций общественным мнением. Но для этого нужно быть такими же непреклонными и верными своим идеям, как Навальный, Кара-Мурза, Яшин, те члены команды ФБК, которые тоже пошли в тюрьму, не желая выбирать слабый путь – эмиграцию при первых признаках опасности.
В спасении свой жизни и благополучия нет ничего преступного или зазорного, оно появляется, когда собственное и вполне сомнительное со многих точек зрение поведение выдается за эталонное. А тех, кто оказался непреклонным и верным себе и своим идеям, осуждать за якобы недостаточную поддержку Украины.
Но в этом показанном украиноцентризме стоит немного разобраться: то, что нападение на Украину было агрессивным и преступным мало кто оспаривает, но тот факт, что Украина стала жертвой этого нападения, не означает ни того, что статус жертвы наделяет ее рангом святого в белых одеждах, ни то, что только поддержка Украины в войне против России способна освободить и Россию в результате ее неминуемого поражения.
Но мало того, что поражение России далеко не очевидно (хотя в историческом плане восстановление территориальной цельности Украины возможно), сама Украина под влиянием войны все больше становится похожа на Россию, да и была изначально мало от нее отличимой, как почти все бывшие советские республики. Разве что была меньше, что, возможно, главное.
Понятно, среди сонма российских аналитиков-эмигрантов нет никого, кто, как Андрей Баумейстер, указывает на создание в Украине уже не авторитарного, а тоталитарного режима, почти полностью контролирующего доступную телезрителям информацию о войне и держащегося за власть никак не меньше путинской клики.
И совершенно пропагандистскими и недобросовестными выглядят стремления представить украинцев как поголовно свободолюбивых и демократичных по сравнению с рабами-русскими, всегда покорных верховной великодержавной власти и идеям агрессивного русского империализма, за что их и нужно награждать коллективной виной и стремиться к развалу и уничтожению России.
Здесь можно было бы провести ряд доводов, скажем, о том, что война в Афганистане, никак не менее кровавая и жестокая, не привела к утверждениям, что за нее отвечают все те, кто жил в преступном Советском Союзе, в том числе и украинцы. Или что с протестами против ввода советских войск в Чехословакию вышли на Красную площадь в Москве, а не в Киеве. В том числе потому, что провинциальные, советские украинские власти были куда более жестокими, нежели столичные.
И точно так же как сегодня простой люд, обыкновенные поденщики, вынуждены зарабатывать себе на жизнь, работая в том числе на военных заводах, на войну во время афганской кампании и вообще всех подавлениях всплесков свободы в Восточной Европе работали практически все без исключения советские граждане.
Так что ненавидящим этот самый простой люд либералам-эмигрантам не стоит спихивать с больной головы на здоровую: обмененные на шпионов и убийц российские политики, доказавшие мужеством верность своим идеям, не нуждаются в подверстывании под очередную конформистскую присягу сильному со стороны либералов, пытающихся своим украинофильством заслужить индульгенцию за десятилетия трусости и половинчатости.
Лучше вспомнить, что для российской интеллигенции защита обиженных и оскорбленных, того самого простого люда, не защищенного ни образовательным, ни социальным статусом, была неотменяемой заповедью, от которой нынешние либералы отказались, пойдя на службу богатым, сильным и вообще тем, кто платит.