Предатели
Я не знаю, будет ли первый фильм Марии Певчих из серии «Предатели», продолжающий один из последних текстов Навального «Мой страх и ненависть» (о его ненависти к реформаторам 90-х, как главным ответственным за приход Путина и обрушение демократии в России), столь же популярным, как расследования самого Навального, но одно практически очевидно. На идее объединения оказавшейся в эмиграции «оппозиции» (не будем спорить о термине) можно поставить крест: пространство для объединения теперь сжалось до демаркационной линии между теми, кто обвиняет, и теми, кого обвиняют (и кто тех, кого обвиняют, по мере сил отмазывает, наводя тень на плетень).
Лишь отчасти речь в фильме идет о том, как Ельцин (Ельцин — явно не главный герой саги, хотя и центральный по ряду понятных причин, ибо именно его власть распродавалась и обменивалась) изображал демократическую скромность, под покровом которой – с помощью Юмашева и других — обменивал крупные взятки типа компании ОРТ, подаренной Березовскому, или Сибнефти, подаренной Абрамовичу, на обещание помочь с его переизбранием в 1996, что выглядело совершенно нереальным и очень дорогостоящим делом на фоне его микроскопического рейтинга. И хотя о Ельцине (который, если не видел, что происходит, то он – дурак, а если видел – то подлец), рассказано почти между прочим, но то, что все его окружение и практически все правительство Гайдара участвовало в этом процессе, уже факт. Как и то, что воровали и экстренно обогащались или играли удобные роли практически все более-менее известные персонажи. И помимо и так понятных фамилий от Чубайса, на котором печатей негде ставить (даром глава Re: Russia Кирилл Рогов отмазывает его при любом удобном случае) до Авена, Ходорковского, Гайдара, Черномырдина, здесь просто легион удачливых бизнесменов 90-х. Которые сегодня как бы борцы с авторитарной диктатурой Путина, хотя их роль в создании тропинки, которую для него протоптали, по меньше мере двусмысленна, если не очевидна.
И не случайно туча вроде как приличного народа от Алексашенко, Александра Морозова, Андрея Мальгина тут же бросилась дискредитировать Певчих и ФБК, как недобросовестных публицистов, помешанных на ненависти к 90-м, хотя, учитывая сколь огнеопасный материал в этом фильме Певчих и ФБК решили перелопатить, одно можно уже сказать наверняка: немало репутаций будет обрушено в самое ближайшее время. Или получат пробоину по правому борту, а дотянут ли до береговой верфи, как знать.
Недаром сам Навальный, все правильно понимавший в распределении ролей в той своей статье о ненависти сказал со всей определенностью: ненавижу «независимые СМИ» и «демократическую общественность», обеспечившие полную поддержку одному из самых драматичных поворотных событий нашей новой истории.
И это только начало. Или даже эпиграф. Сериал обещает быть драматическим.