Зачем вернулся ДинабУрг из Шлиссельбурга в Петербург
Русская культура (во многом из-за слабости общества) — необычайно иронична. Не имея возможности что-либо изменить, русский человек опасно шутит в самых трагических обстоятельствах, защищаясь обоюдоострой иронией, потому что больше нечем. Слово вместо дела, острота как пар изо рта от мороза.
Шуткой, вынесенной в заглавие (говорю я для тех, кто не знает), андеграундный Ленинград встретил возвращение в город из лагеря Юрия Динабурга, арестованного в 1946 за организацию школьного кружка, изучавшего причины поражения Красной армии в первые годы войны. Этот человек — блестящий как потенция и запальчиво предпочитавший процесс результату, оставил мемуары, порой эксцентричные до банальности, порой удивительные по точности.
Тех, кто в настоящем более всего уязвлен поддержкой Путина большинством страны и кто задает себе неразрешимый вопрос: на ком лежит ответственность — на фюрере или на поддержавшем его обществе, не оставит равнодушным мимолетное замечание Динабурга о разговорах среди политзэков Дубравлага: «о Сталине мы говорили мало, потому что любой ребенок может понимать, что за судьбы многих миллионов не могут быть ответственны немногие. Ответственность всегда на большинстве, как бы оно ни плутовало с самим собой». Неловкое «может» вместо напрашивающегося «должен» — и есть Динабург для тех, кто его знал.
И в пандан прогноз шестидесятипятилетней выдержки (наполовину уже сбывшийся) от другого зэка, украинского националиста, о том, как рано или поздно кончаются имперские иллюзии: «Все союзные республики отвалятся сразу, а дальше цепь автономий. Вот она — Кавказ, Волга, Урал, Сибирь. Цепная реакция. Они тоже будут отваливаться. И останетесь вы, русские, на комариной плеши размером с княжество Ивана Калиты». Кстати, далеко не самый мрачный прогноз, если по чесноку. Остаться, сохраниться в истории после повторного приступа коллективного безумия — удача, и не малая. А княжество Ивана Калиты — не Монако, чай, не Израиль, да и там живут люди.