Статьи 2021

Гагарин — Белка и Стрелка
Борхес утверждал, что самые простые вещи это те, что открываются в последнюю очередь. Полёт Гагарина к ним не относится. То, что это событие, по горло погруженное в пропаганду, было понятно сразу.

За что украинцы ненавидят русских
Угрожающее скопление русских войск на украинской границе обострило чувства и выявило ряд неочевидных свойств. Понятно, почему угроза войной – неважно, останется ли она угрозой или обернется реальной войной, — обостряет чувства ненависти украинцев.

Триединство волка, козы и капусты
Александр Морозов – проницательный наблюдатель постсоветской действительности, иногда, возможно, от природного добродушия пишет вещи, кажущиеся наивными. Так вчера он сочувственно описал нынешнее положения отечественных гуманитариев, которые попали как кур в ощип.

The bad еврей. Главка 3
В этой главке о том, как я пытался перестать быть евреем, и что из этого получилось. И почему.

Голодовка как обнажение бесчеловечности государства
В этом интервью А. Кушнарю на канале Newsader – о голодовке Навального, как способе обращения к обществу поверх политической повестки.

Опять двадцать пять
Вместо предуведомления к этим фотографиям, последним перед наступления тепла, которое все меняет, и моей предстоящей поездкой в Гарлем (если она состоится), я хочу сказать несколько слов о моих боданиях со знакомыми по второй культуре: эти бодания посещающие мою страницу могли заметить на прошлой неделе.

The bad еврей. Главка 2
Году так в 1975-76, точно не помню, в середине 70-х, я – почти наверняка по чьему—то совету, да, вспомнил, Сани Лурье, с которым мы тогда дружили — решил послать рассказ то ли в «Юность», то ли в «Знамя».

Открытое письмо Артюшкову о Клубе-81, конформизме и предательстве
Я не знаю, Сережа, в каком году ты присоединился к Клубу-81, с кем ты там общался, от кого получал информацию, но, очевидно, неслучайно ты апеллируешь к постороннему мнению Битова, который в клубе никогда не был, а всю информацию и ее интерпретацию получал a posteriori от Бори Иванова.

Друзьям друзей КГБ
Повлияло ли отсутствие важной ссылки (это скан документов КГБ) на впечатление от статьи я не знаю. Но на всякий случай отвечу подробно и строже, что ли, тем, с кем полемизировал в комментариях к предыдущему посту.

Драгомощенко во второй культуре
На ресурсе «Горький» опубликована статья «Драгомощенко во второй культуре». Статья не только о непростом положении Драгомощенко в ленинградской неофициальной культуре, но и о его роли в Клубе-81, во главе которого (согласно новым фактам и документам) стоял сотрудник КГБ.

The bad еврей. Главка 1
Я решил прочесть этот текст с неочевидным для меня жанром — эссе или очерк, хотя это и не имеет большого значения. Это далеко не первый текст, в котором среди прочего исследуется фигура еврея, идущего по проволоке.

Двадцать лет без Кривулина
Предвестием Витиной смерти стала гибель его сына Левки в дурацком ДТП. Фатум, как Иоанн Креститель-наоборот, сначала забрал сына, дав Вите шанс приготовиться.

Стоит ли призывать к смерти диктатора
Та выученная беспомощность, в которую опускает социум русская, традиционно авторитарная власть, естественно заставляет думать: а не есть ли уловка — призыв к мирному протесту и ставка на так называемые законные, легитимные способы смены власти? Типа выборы (депутаты – пидоры), политическая борьба и конкуренция?

Эхо на разгон мундепов
Русская история задает загадки, а ответы такие, чтобы почти любому было понятно, даёт с опозданием, иногда на век. Скажем, удивительная жестокость, проявленная в Гражданскую войну, а потом и после неё, во время коллективизации и репрессий, не вполне как бы понятна.

Па-пам, па-пам (жалобно)
Это такая, типа, музыка

Южный парк против Путина
Тренировка гражданского чувства. Интервью на канале Newsader

Роковые ошибки цивилизационного выбора
Азартная, непримиримая критика, которой подвергается в России движение толерантности, без сомнения, магистральное, доминирующее, никак не сводимое к партийным интересам (хотя в Америке, прежде всего, поддерживается демократами и в меньшей степени республиканцами), — это симптом ошибочного цивилизационного выбора.

Праздник земли и урожая

Интеллигентские позы
При всем кажущемся разнообразии общественных позиций устойчивыми среди них являются немногие. Скажем, в совке при застое наиболее устойчивыми позициями были — советская, лоялистская, позволяющая делать карьеру в полный рост, и антисоветская, которая почти любой карьере препятствовала, конечно, но зато предоставляла много других общественных бонусов — открытое презрение к существующему строю и всем, кто его поддерживал.

Тупиковый путь развития
На фоне выведения на чистую воду Amnesty International, которая за свою непоследовательность уже приравнена к врагам рода человеческого на русском языке, есть два сопутствующих события. И третье, сидящее на их плечах.

Отвечая за базар на смертном одре
Ситуация вокруг решения Amnesty International не называть больше Алексея Навального узником совести – это история о контекстах. Мы постоянно пребываем в этой разнице реакций от аудитории (или, точнее, аудиторий, в которых пребываем).

От ученика к учителю
Одна из причин смотреть с угрюмым, отдающим керосином пессимизмом на политическое будущее родины ненаглядной — отсутствие репутационной рефлексии у не самых дремучих людей.

Слава богу, бога нет
Среди озвученных трех отрывков стихотворений (если исковерканную считалку можно считать стихотворением, а почему нет), два Жени Харитонова.

Sixteen tons
Это такая как бы кавер версия Sixtееn tons, в которой песни, собственно говоря, нет, а есть какое-то форменное безобразие и утробный рык.

Зима напрасно
Весна в Новой Англии наступит на следующей неделе, хотя по календарю – 20 марта, но со следующего вторника не будет сильных морозов ночью, а днем – ленинградское лето. Я не знаю, как вакцинировали бездомных вокруг Boston Common, да и вакцинировали ли вообще, должны по логике, но как это делать без документов, а их чаще всего нет.

Западные санкции
Человека преступником объявляют, в основном, при жизни, политический режим только после смерти. Пока он жив, некому пригвоздить его к стене позора и объявить вне закона. Даже если все или многие, как я, да ты, да мы с тобой, в этом не сомневаются. Но если режим мёртв, то ему как бы уже все равно. Объявлять его преступным, вешать соответствующую табличку с чернильной надписью на шею, сколько угодно, это как мертвому припарки, ему уже по барабану.

Детская карусель в парке
В России надо жить долго. Чтобы убедиться, что история здесь ходит по кругу, как слепой пони, и через цикл все возвращается к тому, что было раньше; и проходит мимо меток, узелков на память, сделанных упорным стоянием на Угре раньше.

Чем ломать режим?
Патриархальная основа российской закольцованности. Мое интервью на канале Newsader.

В чем не прав Владимир Пастухов
Один из принципиальных, казалось бы, критиков путинского режима (его проницательность базируется на юридической грамотности, а право, по мнению многих, — главная язва Путина), Владимир Пастухов, решил быть объективным и рассудил, что в деле Навальный — против ветерана войны, названного им холуем и предателем, не правы оба.

Ты и ты
Есть дурак зимний и летний. Есть хам южный, наглый и хам северный, сдержанный, как речка подо льдом. Есть конформист откровенный, простодушный, а есть тайный и скрытый, как шпион. И то, что он конформист, только иногда просвечивает, как вены под кожей рыжеволосой красотки.

Хулителям Навального здесь и сейчас
На фоне усиления репрессий, подавивших с невиданной жестокостью (и с помощью фактической приостановки Конституции) протесты и солидарность с Навальным, продолжают энергично и упрямо звучать голоса, обвиняющие Навального и тех, кто не видит или не хочет замечать его разнообразные националистические высказывания, в том, что это явочным порядком означает оправдание русского национализма и великодержавия в настоящем и будущем.

Выхожу один я
Иногда гадать имеет смысл по поведению слабых и зависимых, с выставочной репутацией. Как уход нынешнего состава Кремля в кусты, за пределы игрового поля, мы когда-нибудь узнаём по поведению системных либералов, которые первые продадут хозяина, надеясь купить себе индульгенцию последней минуты.

Себе дороже
Леонид Волков заявил, что доставать Навального с кичи будут внешнеполитическими приемами. Мол, теперь все руководители государств будут говорить с Путиным только об освобождении Навального. А также давить на диктаторский режим санкциями. Не будут, Волков не прав.

Зоя Павловна
Наши близкие порой воспринимают нас как мифологических персонажей. Додумывая и достраивая наш образ в своем представлении. И я не о родителях, обладающих врожденным магическим кристаллом, сквозь который мы предстаем тем волшебным дополнением к жизни, которое эту жизнь счастливым образом исправляет и оправдывает.

Кто виноват
В отличие от Навального, во всем винящего Путина Крымнашистского, у меня к нему как раз претензий меньше. Музыкант играет как умеет, кагэбэшник строит свои козни и комбинации, как его учили в школе меча и кинжала.

И упало каменное слово
При всей чудовищности и уебищной бесчеловечности приговора Навальному есть здесь и позитивная сторона. Встав двумя ногами в лужу беззакония, российское государство демонстрирует свою сущность намного более отчетливо и ярко.

О титульной русской жестокости
Избыточная, с долей самодеятельности жестокость российских силовиков, разгоняющих митинги по всей России ( как, впрочем, и в родственной Беларуси), в очередной раз ставит вопрос о причинах и истоках этого ожесточения, в котором угадывается что-то одновременно знакомое, привычное и при этом инопланетное.

Заветные сказки. Эпизод 23
Размещая здесь последний (23-й) выпуск моих «Заветных сказок», я обращаюсь к своим читателям (слушателям? зрителям?) за советом или помощью: я ищу издателя для «Заветных сказок» и мне уже отказали, кто только мог.

Двухтактный двигатель русской истории
Борхес, утверждавший, что простые вещи понимаются в последнюю очередь, возможно, имел в виду русскую власть. Или что-то на нее похожее.

На приговор по апелляции Навального и аресты вокруг
Есть ли плюсы в той невольной распахнутости, обнаженности нутра, которую путинская складка придала блядскому и бесчеловечному русскому государству? Безусловно. Отвечая на убийственные для нее вызовы и нежелательные откровения, путинское государство вынуждено перегруппировываться, и во время этих пируэтов показывает, что, собственно говоря, и является ее сутью.

Фазенда на отшибе
Давай, давай, Димка, креатив, вот прямо сейчас, брейнсторминг, считай, что у тебя час, вот я секундомер включаю, а если не придумаешь, все, кранты, и тебе кранты, и мне полный пиздец, понял? — А давайте Навального на Марию Колесникову поженим, я Луке уже звонил, он не против?

Деньги на ветер
У протестов по поводу Навального есть два измерения. Первое касается опыта несогласованного протеста (ворованный воздух слаще), а разрушенный протест в авторитарном государстве — это вообще какого-то 1 мая, или рая крев, или что-то вроде письма по прописям.

О мужестве восставших
Мой ролик на канале Newsader. О московских протестах и возможных последствиях.

Навальный как метаморфоза
Сама ситуация с перелетом из пространства, условно маркируемого как пространство свободы, в пространство, уверенно определяемое как несвобода, собственно, соответствует стадии зарождения яйца.

О дворце Путина
Мне не кажутся убедительными утверждения, что этот дворец в равно й степени избыточно роскошен и бессмыслен: пока Путин царствует, он ему не в коня корм, так как других официальных резиденций полно, не успеешь за год объехать морозом-воеводой.

Еще к аресту Навального
Когда холодно, греются, когда плохо, бодрятся. Среди версий, почему путинский режим пошел на арест Навального вместо куда менее опасных и катастрофических решений, причем с экспрессивным и слишком явным нарушением даже той видимости права и ее процедур, за которые режим так или иначе держался, преобладают апокалиптические и прогнозирующие скорый обвал режима.

Слова и дело
Ситуация с Навальным только кажется тривиальной: она такого огромного размера лакмусовая бумажка, довольно точно отделяющая слово от дела.

Вне человека
Происходящее с Навальным имеет ряд аспектов. Его шаг в разверстую пасть предсказуемого беззакония придаёт ему довольно уникальный статус. Не героя, хоть героический и романтический аспекты присутствуют, не политика, знающего, как подчеркнуть свою избранность, а, казалось бы, вполне унизительный статус обезличенного человека.

К аресту Н.
Каждый раз, когда преступный росрежим демонстрирует новую грань, что непросто, своей преступности, как это случилось с арестом и вообще эпопеей возвращения Навального на родину-уродину, русское общество впадает в состоянии, которое я бы назвал эйфорией обличительства.

Все-таки насрали республиканцы в душу
Когда мы в узком кругу обсуждали штурм Капитолия 6 января, я поспорил со своей кузиной, похоже ли это на взятие Зимнего кронштадскими матросами? Нет, сказал я самонадеянно, все-таки не обоссали все кругом, вежливость, конечно, не более, чем ритуал, но он проникает в поры социального поведения и от многого спасает. Ты уверен, возразила скептически кузина, не поленилась, нашла опровержение и прислала мне ссылку.

Америка, которую мы потеряли
Россия переживает происходящее в Америке как символическое продолжение себя. В той его части, которая отвечает за собственное будущее. То есть смотрит на Америку как ребенок смотрит на взрослого, представляя себя на его месте, не сейчас, но когда-нибудь потом.

Гамбит
Решение Навального ценно тем, что оно обоюдоострое, оно в равной степени опасно для него и всех остальных, от властей до общества. Это как бы проверка на вшивость, в которой проверяющий проверяет и других, и себя.

Портянки на солнце
Эшелонированная защита русских интеллектуалов Трампа от цензуры Твиттера (да и не только) естественным дождем вылилась и на страницы сайта «Эха Москвы». Не говоря о таких записных трампистах, как Латынина, здесь отстаивают свободу слова для Трампа Венедиктов, Илларионов и Навальный.

Море по колено
Ситуация вокруг Трампа богата на параллели, которые в свою очередь помогают уточнить то, что видно только в исторический перископ. В анамнезе разных наций были периоды, когда потребность в самообмане оказывалась необычно высокой. Чаше всего, это период обостренных обид, унижений, результат военных или иных поражений.

Путч по-американски
Два дня и две ночи наблюдая за происходящим сначала на выборах в Джорджии, а потом в Вашингтоне, я ощущал рифму, перекличку с прошлым. Не точную, но какие-то осколки очень точно совпадали с новым пазлом.

Гражданская война в анамнезе
В новогоднюю ночь мы не слышали (и не видели) ни одного фейерверка в округе. Раньше всегда бабахали, не как в Комарово, где мы отмечали как-то новый год в начале века, и наш ризеншнауцер Нильс чуть ли ни в шкаф лез от страха.



Персональный сайт Михаила Берга | Dr. Berg
© 2005-2021 Михаил Берг. Все права защищены | web-дизайн Sastasoft 2005 - разработка, поддержка и продвижение сайтов.